О суде

Порядок предоставления информации СМИ

Положение о порядке предоставления информации (далее – Положение) средствам массовой информации (далее – СМИ) о деятельности Восьмого арбитражного апелляционного суда (далее – суд) определяет единый порядок работы с материалами, предназначенными для передачи в СМИ.
Положение разработано с учетом требований Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах Российской Федерации», Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, актов Высшего арбитражного суда Российской Федерации.
 
I. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ПО ЗАПРОСАМ СМИ
1. Порядок предоставления информации.
1.1. Право запрашивать информацию о деятельности арбитражного суда предоставлено редакциям СМИ и журналистам.
1.2. Доступ к информации о деятельности суда обеспечивается следующими способами:
- предоставление представителям СМИ информации по их запросу;
- обнародование (опубликование) информации в СМИ;
- размещение информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда https://8aas.arbitr.ru/;
- присутствие представителей СМИ в открытых судебных заседаниях;
- предоставление информации во время приема, интервью, пресс-конференций, публичных выступлений, телефонных переговоров с уполномоченными лицами и иных форм взаимодействия со СМИ;
- предоставление информации путем распространения пресс-релизов.
1.3. Запрашиваемую информацию предоставляет пресс-секретарь суда после согласования с председателем суда.
1.4. При необходимости в подготовке ответов на запрашиваемую информацию принимают участие руководство суда, председатели судебных составов, судьи, руководители структурных подразделений.
1.5. В зависимости от характера и сложности запрашиваемой информации, она может предоставляться в течение семи дней с момента получения запроса:
- по телефону;
- непосредственно при устном запросе журналиста (с обязательным предъявлением редакционного удостоверения (аккредитационной карточки), удостоверяющих личность и полномочия журналиста);
- по письменному запросу руководства редакции, который может быть направлен с использованием различных средств связи, в том числе факсимильной и электронной.
 
II. ХАРАКТЕР ПРЕДОСТАВЛЯЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ
1. Без ограничений, по устному запросу представителя СМИ может быть предоставлена следующая информация: о времени и месте судебного разбирательства, предмете спора, истце (заявителе), ответчике.
2. С учетом принципа независимости судей арбитражных судов предоставление информации может быть ограничено, если спор по существу не рассмотрен и дело находится в стадии рассмотрения.
3. По письменным запросам редакций СМИ им предоставляется возможность ознакомиться с резолютивной частью вынесенного по делу судебного акта до момента вступления его в законную силу.
4. С момента вступления судебного акта в законную силу редакциям СМИ по их письменному запросу предоставляется возможность ознакомиться с судебным актом в полном объеме. На основании письменного запроса СМИ может быть представлена заверенная надлежащим образом копия вступившего в законную силу судебного акта.
5. С согласия всех лиц, участвовавших в деле, и судьи, председательствующего в судебном заседании, журналист, при наличии письменного ходатайства руководства редакции или информационного агентства, интересы которых он представляет, может ознакомиться с материалами дела, рассмотренного в судебном заседании.
Обязанность по получению письменного согласия лиц, участвующих в деле, на предоставление представителям СМИ возможности ознакомления с материалами дела возлагается на редакцию СМИ. В случае если лица, участвующие в деле, возражают против допуска журналистов к материалам дела, ходатайство редакции СМИ удовлетворению не подлежит.
6. Ходатайства СМИ об ознакомлении с материалами нерассмотренных судебных дел удовлетворению не подлежат.
 
III. ОТСРОЧКА И ОТКАЗ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
1. Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 установлен семидневный срок ответа на запрос СМИ.
2. Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок, но не более чем на пятнадцать дней, о чем СМИ должно быть уведомлено.
3. Уведомление об отсрочке направляется в адрес редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:
- причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок;
- дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация;
- должностное лицо, установившее отсрочку;
- дата принятия решения об отсрочке.
4. Информация о деятельности суда не предоставляется в случае, если:
- содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности суда;
- в запросе не указан почтовый адрес, адрес электронной почты, номер факса либо номер телефона, по которому можно было бы связаться с лицом, направившим запрос о предоставлении информации;
- запрашиваемая информация не относится к деятельности суда;
- запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа.
5. Уведомление об отказе направляется в адрес редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:
- причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну;
- должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации;
- дата принятия решения об отказе.
 
IV. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ПО ИНИЦИАТИВЕ СУДА
1. Характер распространяемой информации.
1.1. Информация, предоставляемая СМИ по инициативе суда, может содержать сведения о деятельности суда по отправлению правосудия, информацию о предстоящих событиях или прошедших мероприятиях, сведения справочного характера по вопросам деятельности суда.
1.2. Информация предоставляется СМИ в виде сообщений, пресс-релизов, отчетов, справочных и статистических материалов. Официальная позиция суда доводится до СМИ также путем проведения брифингов, круглых столов, пресс - конференций, интервью.
1.3. Обзор судебной практики после его одобрения президиумом суда может быть опубликован в СМИ, а также направлен для сведения другим арбитражным судам.
2. Лица, ответственные за подготовку и распространение информации.
2.1. Подготовка и передача в СМИ информации о деятельности суда возлагается на пресс-секретаря суда, а также на помощника председателя суда.
С этой целью пресс-секретарь запрашивает и получает необходимые материалы от судей и руководителей структурных подразделений суда, знакомится с делами, получает разъяснения судей о тех или иных аспектах судебного спора, пользуется системой АИС «Судопроизводство».
2.2. Подготовленная для СМИ информация в обязательном порядке согласовывается с председателем суда или лицом, его замещающим.
2.3. Если судья или работник аппарата суда являются автором или интервьюированным, то представители СМИ должны предварительно согласовать с ними сообщения и материалы, предназначенные для публикации.
3. Если действия журналистов не мешают проведению судебного заседания и не используются для оказания давления на суд, судья через пресс-секретаря оказывает необходимое содействие представителю СМИ в освещении деятельности суда.
Судья не вправе делать публичных заявлений, комментариев, выступлений в прессе по делам, находящимся в производстве суда до вступления в силу судебных актов, принятых по ним, а также публично вне рамок профессиональной деятельности подвергать сомнению как сами эти акты, так и действия коллег, принявших их. Со стороны судьи также не допускаются какие-либо публичные высказывания, касающиеся существа дела, находящегося в его производстве.
 
V.ПРОВЕДЕНИЕ КИНО, ФОТОСБЕМКИ И ВИДЕОЗАПИСИ
1. Все организационные вопросы, связанные с проведением видеозаписи, кино- и фотосъемки в здании суда согласовываются с председателем суда через пресс-секретаря суда.
2. Кино-, фотосъемка, видеозапись (далее - съемка), а также трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются с разрешения судьи, председательствующего в судебном заседании.
3. Представители СМИ, имеющие редакционное задание осуществить съемку судебного заседания, обращаются за три дня к пресс-секретарю суда за получением информации о времени и месте интересующего их судебного заседания.
4. При согласии судьи на проведение съемки пресс-секретарь суда осуществляет временную аккредитацию на судебное заседание съемочной группы в течение одного дня.
5. Представители СМИ, желающие осуществлять трансляцию открытого судебного разбирательства, должны подать соответствующее заявление (ходатайство) в суд.
Такое заявление (ходатайство) подается до начала судебного заседания в письменной форме и должно содержать информацию о проведении трансляции судебного заседания (отсроченная трансляция, прямая трансляция, частичная трансляция) с указанием наименования СМИ или сайта в сети «Интернет», посредством которых будет осуществляться трансляция.
Осуществление трансляции судебного заседания без соответствующего разрешения является нарушением порядка в судебном заседании.
Трансляция судебного заседания обеспечивается лицом, обратившимся с заявлением (ходатайством) о проведении трансляции, своими силами, техническими средствами и за свой счет.
6. Прежде чем допустить представителей СМИ в зал судебного заседания, пресс-секретарь знакомит их с положениями части 7 статьи 11 АПК РФ, а также частей 3, 4 статьи 154 АПК РФ.
Журналистам также разъясняется порядок допуска в здание суда съемочной группы.
7. Присутствующие в зале судебного заседания представители СМИ обязаны соблюдать установленный порядок. В случае нарушения порядка представителем СМИ после предупреждения он может быть удален из зала судебного заседания.
8. Судьей, председательствующим в судебном заседании, может быть отказано в осуществлении съемки, трансляции судебного заседания либо осуществление данных действий может быть ограничено во времени. Представители СМИ ставятся в известность, что в случае, если председательствующий в судебном заседании судья отказывает в съемке или трансляции, оператор и звукооператор с кино-, видео-, фотоаппаратурой в здание суда не допускаются. Корреспондент, входящий в состав съемочной группы, имеет возможность присутствовать на судебном заседании, делать заметки по ходу судебного разбирательства, вести звукозапись. Председательствующий в судебном заседании судья вправе продлить ранее определенное время съемок.
9. В целях достижения юридической грамотности освещаемых сведений о суде рекомендуется согласовывать материал с пресс-секретарем суда в любой доступной форме. Указанное правило носит рекомендательный характер и не имеет целью ограничить авторские права журналистов и редакций СМИ.
10. Спорные вопросы относительно проведения кино-, фотосъемки, видеозаписи судебного заседания разрешаются председателем суда.
 
VI. РЕАГИРОВАНИЕ НА ПУБЛИКАЦИИ СМИ
1. Пресс-секретарь суда своевременно и полно информирует председателя суда о негативных, несоответствующих действительности или юридически некомпетентных публикациях в СМИ, касающихся деятельности суда, а также предлагает варианты реагирования на подобные публикации.
2. Опровержение или ответ направляются в редакцию СМИ за подписью председателя суда, либо лица его замещающего.
3. Редакция СМИ публикует опровержение (или ответ) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сервис временно не доступен